
Саратовец Анатолий Лисицкий дважды праздновал Победу под Берлином
Житель Саратова Анатолий Лисицкий – настоящая живая легенда. В Великую Отечественную дошел до Берлина, после войны возводил знаковые объекты в Саратове и других городах, а уже на пенсии стал чемпионом по плаванию, поставил более 15 рекордов. Интервью с Анатолием Васильевичем, который в этом году отпраздновал 95-летие, опубликовано в «Саратовской областной газете «Регион 64» 14 апреля.
Анатолий Лисицкий родился в селе Мещеряково Аркадакского района, через пару лет семья переехала в Сызрань. Старший брат Александр в 1940 году поступил в Военно-морскую медицинскую академию в Ленинграде. Анатолий после девятого класса пошел учиться в горный нефтяной техникум.
– Я тогда ходил в кружок баянистов. Год ждал – столько было желающих! И научился играть фокстрот, танго, вальс. Нас с приятелем руководитель часто брал с собой на различные мероприятия. 21 июня 1941 года мы играли на выпускном вечере медицинского училища. А утром объявили, что началась война, – поделился воспоминаниями ветеран. По его словам, к тому времени у многих было ощущение надвигающейся беды. Помимо сдачи норм ГТО молодежь училась обслуживать военно-полевые кабели, вести штыковой бой, переправляться с оружием через реку. В 1942 году под Сталинградом погиб брат Александр, служивший командиром минометчиков. В декабре служить добровольцем вызвался 17-летний Анатолий.
– Меня направили в Вольск в авиационное училище. Погрузили нас в грузовые вагоны с нарами и печурками, и 200 километров мы ехали всю зиму. Эшелоны эвакуировали людей, а оборудование и нас постоянно отгоняли на запасные пути, – заметил Лисицкий.
К месту назначения добровольцы приехали с большим опозданием, и в авиационном училище на летчиков их уже не приняли, а стали готовить по специальности авиатехник. По окончании Анатолия распределили на самарский аэродром в 945-й штурмовой авиационный полк, затем направили под Полтаву.
- Всю войну я был на 1-м Белорусском фронте. В Белоруссии покоя нам не давали бульбовцы, на Украине – бандеровцы. Нападали по ночам регулярно: войска на аэродромах были малочисленные. Обстреляют и исчезнут, сидят по домам. И докажи, что стреляли, – продолжил рассказ ветеран.
Спали очень мало, питались чем придется, найти брошенный огород – за счастье...
Лисицкий уточнил, что до 1943-го в самолетах не было стрелков, потому крылатые машины становились легкой добычей врага. Вылетает эскадрилья, возвращается звено, - заметил мой собеседник. Лишь позже их укомплектовали крупнокалиберным пулеметом, скорострельными пушками, ракетами «Катюша» на крыльях, противотанковыми бомбами, прожигающими броню насквозь.
– Пехота наша, конечно, радовалась, когда самолеты «обрабатывали» передний край перед наступлением, – добавил фронтовик.
На плацдарме в Наре самолет, который обслуживал наш земляк, подбили прямым попаданием. По счастью, летчик и стрелок спаслись.– Самолет сел на нейтральной полосе. Мне дали в сопровождение двух автоматчиков и отправили посмотреть, что ценного можно с машины снять. Километров 15 шли в ночи, без огня, только при свете луны. Обнаружили самолет, я раскрыл бронелюки, мотор был пробит. Снял рацию, катушку зажигания, дефицитные детали и вернулся в часть. За это меня самого первого из техперсонала наградили медалью «За боевые заслуги». Это, конечно, было событие! – рассказал Анатолий Лисицкий.
Позже получены медали за освобождение Варшавы, взятие Берлина, орден Отечественной войны, гвардейский знак. Всякое бывало. Ветеран с болью вспомнил, как неподалеку от Берлина при заходе на посадку столкнулись два самолета, штурмовик и истребитель. Разбились обе машины, экипажи погибли за две недели до 9 мая 1945-го.
– 3 мая наши радисты перехватили переговоры, что сдался берлинский гарнизон. Сопротивление продолжали отдельные его части. Информацию передали командованию. И тут у нас праздник – фронтовые 100 грамм, обед, ужин... А ночью на наш аэродром пошли танки. Мы стали готовиться их встречать: территорию окопали, под-готовили противотанковые бомбы. Но, оказалось, у немцев не хватило горючего, и они просто встали. Так мы все уцелели. И когда уже официально объявили Победу, отмечали повторно. А вот за праздник 3 мая нашему командованию сильно влетело, – привел еще один эпизод фронтовик.
Демобилизовался Анатолий Лисицкий лишь в 1950 году. Его мама к этому времени переехала в Саратов, где друг, корреспондент газеты «Коммунист» Виктор Яковлев посоветовал учиться.
– Я пошел в школу рабочей молодежи, занимался день и ночь, поступил в автодорожный институт на факультет строительства и проектирования крупных электростанций. На практике бетонировали Волгоградскую ГЭС и застраивали город Волжский. После окончания строил жилье для авиационного завода, это были первые дома по проспекту Энтузиастов. Работал на строительстве Дома советов Сталинского района, в котором сейчас находится администрация Заводского района, полиграфкомбината, гостиницы «Саратов», Дворца пионеров, был начальником строительного поезда – ездил на целину. Последние 10 лет до пенсии работал начальником технического отдела в институте «Гипропромсельстрой», филиал которого был в каждой республике, – перечислил ветеран. В 1985 году пришло время заслуженного отдыха, но Лисицкий работу не бросил, перешел на завод, изготавливал микросхемы для космической отрасли. В свободное время занимался садом-огородом, ездил на велосипеде. В 2007 году впервые участвовал в соревнованиях по плаванию и сразу установил рекорд в своей возрастной категории.
– Каждый год я дважды приезжал на чемпионат и Кубок России. И каждый раз привозил по две-три золотые медали. В 2015-м в Казани на чемпионате мира получил три золота, в 2017 году в Венгрии, в Будапеште – еще три.
Каждый день Анатолий Лисицкий делает зарядку, крутит педали на велотренажере, зимой ходит на лыжах.
– Главное – отжимание, приседание и пресс. Свое здоровье надо обязательно поддерживать, – резюмировал долгожитель.