Чемпион мира по шахматам учится психологическим приемам у боксеров
Евгений Томашевский рассказал журналистам «Саратовской областной газеты «Регион 64» о том, что значат шахматы в его жизни.
Четверть века назад саратовский гроссмейстер, победитель командного чемпионата мира и чемпион Европы Евгений Томашевский впервые переступил порог шахматного клуба. Как шутит сам спортсмен, он уже чувствует себя «слегка ветераном».
Сегодня Томашевский входит в топ-40 мирового рейтинга и готовится к турнирам самого высокого уровня. Впервые за шахматную доску Евгений сел, когда ему не было и пяти. Первыми учителями стали папа и дедушка, наставниками в ДЮСШ № 7 – Александра Яковлевна и Алексей Николаевич Шестопёровы. Вместе с успехом к юному дарованию пришло осознание того, что шахматы – дело всей жизни.
– Для меня это захватывающая игра номер один, – поделился гроссмейстер. – Любой, кто заинтересуется шахматами, откроет для себя новый мир. И чем больше ты погружаешься в хитросплетения происходящего на доске, тем интереснее. Было бы иначе, я бы не играл!
Судьбоносной стала встреча с гроссмейстером Юрием Разуваевым. Несколько лет назад учителя не стало, но Евгений до сих пор следует его советам. Для чемпиона это «человек-глыба в плане тренерских методик и личностного общения», «невероятно глубокий человек с интересными идеями». По признанию Евгения, Разуваев по общему уровню стоял выше подавляющего числа людей, с кем он когда-либо имел дело. В 18 лет Томашевский впервые сыграл с легендарным Владимиром Крамником.
– Мне посчастливилось поработать с ним в прошлом году на турнире претендентов, – рассказал гроссмейстер. – Человек исключительно интересный, не только великий спортсмен, но и автор ряда оригинальных концепций в самых разных сферах. Недавно вот предложил отменить рокировку в шахматах, сейчас мы все в раздумьях.
Евгений считает, что у шахмат и силовых видов спорта при всей непохожести есть много общего, в основе их лежит индивидуальное противоборство. Да, шахматисты не наносят удары. Но Томашевский внимательно следит за спортсменами высокого уровня, стараясь почерпнуть для себя их психологические приемы противостояния.
– Нюансы одни и те же, вне зависимости от того, чем вы занимаетесь, – поделился гроссмейстер. – Надо чувствовать настрой противника, подавлять его, не нанося ударов. Да, это уже из области эзотерики. Но оно имеет место быть.
Сам Евгений старается регулярно посещать спортивный зал. Говорит, иначе нельзя. Это необходимая физическая форма, уверенность, которая в свою очередь помогла одержать победу на чемпионате России, и ясность мысли.
– Не будешь держать себя в хорошей форме, голова не сработает как надо, – пояснил Томашевский. – В нашем деле нужна свежесть мысли. Представьте, что сдаете напряженный экзамен. Если нет мыслительной выносливости, то через два часа ты начинаешь плохо соображать, через три еще хуже. Игра же устроена так, что, как правило, все решается на четвертом-пятом часу. Так что поддерживать форму нужно обязательно.
В 2012 году Евгений Томашевский стал лауреатом премии «Fair Play», учрежденной Ассоциацией шахматистов-профессионалов. Во время командного чемпионата России его соперник просрочил время, мягко переключив часы после своего хода. Томашевский настоял на том, чтобы была зафиксирована ничья.
– Я бы не переоценивал значение эпизода, но интересно, какой резонанс он вызвал, – вспомнил Евгений. – Кто-то поздравлял и выражал уважение, а кто-то даже упрекал в позерстве и нарушении правил. Честно, я сделал так, как считал нужным. Да, у моего соперника закончилось время, и, на мой взгляд, из-за неисправности оборудования. Выигрывать за счет этого, тем более что в этой партии я только защищался, мне не хотелось. Все произошло в соответствии с моим внутренним голосом. Я даже не думал, что здесь может быть какой-то негатив. Сейчас это поступок, о котором мне приятно вспомнить.
Жену себе Томашевский выбрал тоже из мира шахмат. Чемпионка мира среди девушек, международный мастер Лидия Томникова стала первой и единственной шахматисткой, с которой он встречался. Их профессиональный тандем оказался очень удачным.
– Сейчас я могу оценить, насколько круто, когда твой близкий человек имеет представление о том, чем ты занимаешься, – пояснил он. – Это мир специфический, требующий погружения, как сейчас говорят – гиковности.
Сегодня Лидия ведет кружок в СГУ, учит детей играть в шахматы, организует турниры. Она – автор нескольких проектов, получила приглашение на работу в «Кванториум». Иногда они с мужем разыгрывают семейную партию. Но это явление редкое.
– Давно не играли, – признался Евгений. – Но шахматы обсуждаем. Лидия стала лучше разбираться во многих хитросплетениях. Я ее учу, она меня тренирует. Больше психологически. И могу сказать, что победа на чемпионате России в этом году – во многом ее заслуга. Лидия меня очень поддерживает. Супруга погружается в шахматную атмосферу и порой даже выступает как мой менеджер. Игра на спор, кто посуду будет мыть? Нет, такого не было. Все-таки я, наверное, выиграю партию. А прибраться можно и по-другому попросить или заставить, жене надо помогать.
Томашевский считает, что игра меняется, преподносит все новые сюрпризы.
– С появлением компьютера стало понятно, что мы многого об игре не знаем, – рассказал гроссмейстер. – Он расширяет границы и повышает уровень требовательности к игрокам. Меняется то, что казалось незыблемым. Новые нейронные сети пытаются играть стратегически. И если мы поймем какие-то глубокие закономерности, тогда усилимся и сами. Но сделать это очень сложно. Рейтинг Карлсена в ФИДЕ 2860 пунктов. Насколько я знаю, рейтинг среднестатистической программы в широком доступе примерно 3500, а у нейронных сетей – порядка 4000. То есть они почти без шансов «выносят» те программы, которые обыгрывают человека. Это космически другой уровень. Понятно, что мы не можем перебирать столько операций в секунду. Но если мы сможем что-то из этого понять и осмыслить, перевести в ясные человеческому мозгу закономерности, то кардинально улучшим игру.
Несмотря ни на что, гроссмейстер считает, что игра всегда найдет своих героев.– Базовые принципы шахмат очень хорошо помогают в жизни, – продолжил Томашевский. – Есть много успешных людей в бизнесе и других сферах, достигших в свое время уровня первого разряда или КМС. Здесь и просчет вариантов, и личная ответственность за принятые решения. На «так сойдет» не сыграешь. Упустишь что-то в поединке с сильным соперником, будешь наказан. Поражение – это всегда очень больно. Но кроме себя самого винить в нем некого. Свободное время Евгений отдает фитнесу, футболу, встречам с друзьями и спортивной версии «Что? Где? Когда?».– Да, это отнимает много времени, но безумно интересно отвечать на вопросы, – улыбнулся Томашевский. – Это тренирует мышление. Начинаешь лучше понимать, как у тебя голова работает. Правда, «оперативная память» всяким «мусором» забивается, жесткий диск перегревается, жаль, поставить новый нельзя. В последнее время Евгений в родном Саратове, увы, редкий гость. В расписании гроссмейстера одна поездка следует за другой.– Хочется повидаться с родителями, друзьями, съездить к бабушке. Время проходит стремительно. Но с другой стороны, Юрий Разуваев говорил: «Если твое время идет быстро, скорее всего, ты счастлив». Наверное, так и есть. Если ты не замечаешь времени, значит, в принципе все хорошо. Хотя, честно говоря, шахмат в моей жизни могло бы быть еще больше. Но что поделать: мир – слишком интересная штука, не хочется замыкаться на чем-то одном.